Полная информация о цепях для велосипедов

Может показаться, что такой простой предмет, как велосипедная цепь, не заслуживает внимательного изучения. Однако при попытке систематизировать все данные об этих приспособлениях, становится ясно, что есть необходимость разобраться в особенностях их конструкций, уяснить основные правила ухода за цепью. Статья об обслуживании, эксплуатации приспособлений уже была опубликована на сайте. Сейчас речь пойдет об их технических характеристиках.

Велосипедная цепь

Специфика конструкций велосипедных цепей

Виды соединений элементов

В структуре классической цепи соединительным звеном является втулка. Полые оси жестко фиксируются к боковым пластинам. Этот тип соединений создает сложности при боковом изгибе конструкции по причине высокой жесткости сочленения элементов. Велосипедная цепь данного вида может устанавливаться в односкоростной модели, велосипеде, оборудованном втулками планетарного типа.

Цепи, предназначенные для скоростных байков, не имеют втулочных соединений. В пластинах создаются выштамповки для установки пина. Особенностью такого крепления является возможность существенного изгиба цепи в горизонтальной проекции. Посмотреть типы сочленений элементов в разрезе можно на рисунке.

Модели, не включающие втулок, не только обладают отличными техническими характеристиками, но и имеют низкую себестоимость. Поэтому они занимают приоритетную часть общего объема производства этих товаров. Сейчас найти классическую велосипедную цепь сложно.

Облегченная цепь, особенности конструкции

Облегченная цепь

В изготовлении облегченных моделей используются пластины и пины особой конструкции. В целях снижения массы в пластинах выполняется перфорация, в соединении применяются полые элементы. Особенностью этих изделий является повышенный показатель растяжения. Величина коэффициента зависит от модели, ее качества. Несмотря на облегченную структуру, цепи обладают достойной прочностью, риск повреждения может возникнуть в процессе ударной нагрузки.

Велосипедная цепь Half-link

Велосипедная цепь Half-link

Название эти цепи получили благодаря изогнутым, переходным элементам. Классическая конструкция включает 2 разных полузвена. Изделия Half-link состоят из одинаковых элементов. Особенностью этих велосипедных цепей является подверженность растяжению. Устанавливать их совместно со звездами, имеющими переменную ширину звеньев, нельзя. Модели используются в односкоростных моделях велосипедов, не оснащенных натяжителями. Они позволяют точно определить длину цепи.

Защитная обработка цепей

Антикоррозийное покрытие поверхности цепи мало влияет на срок ее эксплуатации. Бережливый владелец регулярно смазывает конструкцию. Масло надежно бережет ее от появления ржавчины. Грамотный уход является залогом долгой службы.

Но хозяину велосипеда, который будет регулярно эксплуатироваться в экстремальных условиях, необходимо обратить внимание на покрытие. К сожалению, при осмотре сложно определить его качество. Нередко производители покрывают хромированным сплавом только наружные поверхности, внутренние элементы остаются без защиты, могут покрыться ржавчиной от воды, грязи. Узнать конкретно все о качестве покрытия можно во время эксплуатации.

Типоразмеры велосипедных цепей

Промежуток, разделяющий пины, называют шагом цепи. Все современные производители придерживаются общего стандарта, выпускают модели с шагом, составляющим 12,7 мм (половина дюйма).

Ширина цепей

Шириной велосипедной цепи считается расстояние, разделяющее пластины. Выбор изделия по этому показателю зависит от модели велосипеда. Рынок предлагает цепи следующей ширины:

  1. Для односкоростного велосипеда – 0,125”, 3,18 мм (1/8 дюйма);

  2. Для 7-8 скоростных кассет – 0,094”, 2,38 мм (3/32 дюйма);

  3. Для 10-скоростной кассеты – 2,29 мм (0,09 дюйма).

В характеристике изделия нет показателя внешней ширины. Маркировка содержит данные о числе скоростей.

Длина конструкции

В велосипеде, оснащенном натяжителем, требуемая длина цепи определяется на глаз. Этот способ применим и для моделей с дропаутами двух типов: горизонтальными, подвижными.

Представители некоторых субкультур часто интересуются, есть ли возможность поставить без регулятора цепь на велосипед, оборудованный дропаутами вертикальными. Стоит познакомиться с термином «магическое отношение» (magic gear). Так называется значение, соответствующее величине звезд, исключающему эффект провисания. Вычислить его можно при помощи специального калькулятора, который можно найти в сети.

Технические параметры велосипедных цепей

Растяжение конструкции

В процессе эксплуатации цепь постепенно удлиняется, нагрузка на зубья падает неравномерно. Этот фактор является основополагающим для определения срока службы. В ГОСТ есть норматив для данного показателя. В условиях максимальных нагрузок цепь не должна удлиняться более, чем на 0,15%.

Информация об этом коэффициенте обычно не указывается. Маркетологи используют хитрый ход, предоставляют данные о допустимых нагрузках на разрыв. Однако этот показатель цепи на срок ее службы не влияет.

Показатель бокового изгиба

Срок эксплуатации велосипедных цепей, предназначенных для односкоростных моделей, находится в зависимости от качества защиты изделия от грязи. Основным фактором является размер зазоров, разделяющих элементы конструкции. Если он превышает допустимые, грязь будет поступать внутрь вместе с маслом.

Проверить величину зазоров можно визуально. Велосипедную цепь нужно распрямить, расположить параллельно поверхности земли. Конструкция изогнется, нужно обратить внимание на величину этого изгиба. Если зазоры большие, она также будет значительной.

ГОСТ регулирует допустимую величину изгиба. Проверка проводится на части, состоящей из 49 звеньев. На нее оказывается нагрузка 3Н. Размер изгиба в центральной части может варьироваться в диапазоне 40-105 мм.

Сравнение велосипедных и мотоциклетных цепей

Классификация мотоциклетных цепей осуществляется по виду уплотнителей соединений. В производстве велосипедных конструкций они не используются. Изделия для мотоциклов разделяются на 4 класса: Z, W, X, O. Самым простым вариантом являются кольца. Цепи с такими уплотнителями входят в класс О. Остальные типы имеют сложную конфигурацию, улучшающую герметизацию.

Возникает вопрос, почему такая технология не применяется в изготовлении велосипедных цепей. Напрашивается три ответа:

  1. В многоскоростной системе установить цепь, оснащенную уплотнителями, невозможно.

  2. Производство таких конструкций обойдется намного дороже.

  3. Коэффициент полезного действия этих цепей ниже.

Но эти доводы вряд ли убедят хозяев велосипедов, желающих поставить на своего «железного коня» такую цепь.

Выводы

Большинство владельцев велосипедов при выборе цепи ориентируются на бренд. Значит, нужно стимулировать работу ответственных производителей, приобретать их продукцию.

Надеемся, что мы предоставили полную информацию об этих изделиях. В комментариях вы можете оставить свои комментарии, замечания.